Большое количество российских тоннелей требует реконструкции: интервью Михаила БеленькогоБольшое количество российских тоннелей требует реконструкции: интервью Михаила БеленькогоИА REGNUM: Михаил Юрьевич, насколько российские технологии прокладки тоннелей конкурентоспособны по сравнению с западными? Сегодня очень сложно разделить технологии по строительству тоннелей на отечественные и зарубежные, потому что, на мой взгляд, тоннелестроение — это международный бизнес, и сегодня невозможно построить ни одно серьезное тоннельное сооружение с использованием какой-то одной технологии. Взять, например, строительство Лефортовского тоннеля, которое недавно завершено в Москве. Его проектировали российские специалисты. Разработка технологий строительства и их реализация также осуществлялась российскими инженерами. При этом, в проекте использовался немецкий тоннелепроходческий комплекс с бентонитовым пригрузом забоя, сепарация грунтов осуществлялась с использованием разработок французских специалистов. Поэтому поставить резкую границу: это российские технологии, а это западные технологии — сегодня невозможно. Искусство современного тоннелестроения как раз заключается в том, чтобы использовать и правильно сочетать необходимые наработки, которые существуют в мире. Информация по современным разработкам, связанным с применением новых проектных решений, технологий, материалов, механизмов сегодня общедоступна. Очень активную работу в этом направлении проводит Тоннельная Ассоциация России, которая тесно связана с Международной Тоннельной Ассоциацией (ITA) и ведущими иностранными компаниями, работающими в данном направлении. Широкие возможности предоставляют средства современных коммуникаций и, прежде всего, интернет. Одними из основных направлений деятельности Международной Тоннельной Ассоциации, в которой я работаю членом Исполнительного Совета, является развитие своего Интернет-сайта www.ita-aites.org. Я очень рекомендую российским тоннельщикам чаще посещать этот сайт и уверяю, что там можно найти практически любую необходимую профессиональную информацию. ИА REGNUM: Совет министров Крыма представил проект подземного железнодорожного тоннеля через Керченский пролив Крым — Кубань. Проект строительства из-за конфликта вокруг косы Тузла долго не поднимался. Какова ваша оценка проекта? На мой взгляд, этот проект больше находится в политической плоскости, чем в технико-экономической. Безусловно, это очень крупный проект и его реализация, конечно, требует очень большой серьезной предварительной проработки, но прежде чем приступить к такой проработке, нужно иметь реальную заинтересованность России и Украины в его реализации. Нужно понимать, для каких целей и когда этот проект должен быть осуществлен. Главное ведь не построить тоннель, а понять, какой эффект он принесет. А это, прежде всего, связано с грузовыми и пассажирскими потоками, развитием торговых отношений между государствами. И только оценив эти показатели, оценив эффективность вложений в строительство, можно приступать к проработке технических аспектов проекта. Кстати, идея тоннельного пересечения Керченского пролива- не единственная, рассматривается так же вариант мостового пересечения. ИА REGNUM: Как на данный момент можно оценить техническое состояние российских тоннелей? Все ли они получают необходимый технический уход? Какие наиболее проблемные точки на карте российских тоннелей? Я не являюсь специалистом в области содержания тоннелей и оценки их технического состояния, но знаю, что тоннель — это очень сложное техническое сооружение, которое требует постоянного и очень внимательного ухода. Большое количество российских тоннелей требует реконструкции и на это требуется колоссальный объем финансовых ресурсов. На реконструкцию тоннелей выделяются средства, но я думаю эти инвестиции нужно серьезно увеличивать. ИА REGNUM: Известно, что EUROTUNNEL под Ла-Маншем не принес прибыли ни управляющей компании, ни инвесторам. Что необходимо учитывать при разработке проектов, чтобы извлекалась экономическая выгода в приложении к России? Этот вопрос созвучен с вопросом строительства тоннеля под Керченским проливом. Россиянам нужно очень внимательно подходить к оценке эффективности подобных проектов. Евротоннель — это очень серьезный и очень крупный проект, который был реализован мировым тоннельным сообществом. При его строительстве, конечно, учитывались все аспекты, и, конечно же, были применены все самые передовые технологии и разработки, но, видимо, результат, который мы видим сейчас, говорит, что в начале было не все учтено и что-то не учитывается сегодня. Вместе с тем, развитие экономики не стоит на месте, постоянно возрастают грузовые и пассажирские потоки, и со временем нагрузка на это сооружение будет увеличиваться и соответственно экономическая ситуация связанная с его эффективностью будет улучшаться. Справка Тоннелей России:
Михаил Юрьевич Беленький
Коммерческий Директор ООО «Капиталстрой» Холдинга «Мост». Академик Академии Транспорта
Почетный транспортный строитель
Член Исполнительного Совета Российской Тоннельной Ассоциации.
Государственные награды
Медали «60 лет Вооруженных сил», «За строительство Байкало-Амурской магистрали»
Публикации
|